Корпоративные сети уже давно стали неотъемлемой частью современных бизнес-процессов любой компании. И действительно, подавляющее большинство инструментов менеджера это приложения: почта, CRM, Microsoft Office, телефония, корпоративные чаты и мессенджеры, а рабочее место уже давно трансформировалось со стационарного компьютера в мобильный ноутбук, планшет или даже телефон. Возможно это стало не только благодаря стремительному развитию гаджетов, но и незаметному для большинства развития сетевых технологий.
Корпоративные сети преодолели достаточно существенный путь развития, начиная от неуправляемых свечей с сервером под Linux до сложной разветвленной сети с элементами виртуализации.
Особенности требований к корпоративным сетям
Конечно, сложность и функциональность корпоративной сети зависит от задач, которые на нее возложены. Одно дело – объединить разветвленную сеть филиалов с головным офисом и настроить политику доступа к необходимым ресурсам в зависимости от ролей пользователя, и совсем другое – закрыть потребности небольшого офиса на 20-30 человек.
Однако, первичные требования к сетям у всех одинаковы, и это:
- Производительность – пропускная способность (здесь важно, чтобы запас 30-50%) и быстродействие (от задержек сети зависит, как пользователи будут получать приложения).
- Надежность – способность сети выполнять заданные функции: доступность и отказоустойчивость (важно, чтобы возможные форс-мажоры не оказывали существенного влияния на рабочий процесс).
- Безопасность – обеспечение целостности данных и контролируемый доступ к сети и корпоративным ресурсам как извне, так и внутри.
- Масштабируемость – как возможность добавления новых сетевых устройств по мере роста сетевой инфраструктуры или объединения нескольких офисов в одну сеть с единой консолью управления.
Конечно, это не универсальные требования, у каждого они будут свои и еще немало, но важно, что все они одинаково значимы как для проводной, так и для беспроводной сети, то есть для WiFi.
Построение современной проводной и WiFi сети: проблемы и решения
#1. Уединение развития WiFi и LAN сетей
В начале своего пути сеть WiFi была как отдельная сеть, созданная для обеспечения лояльности клиентов или маркетинговых исследований, и рабочего применения она почти не имела. Однако со временем все изменилось очень кардинально и в большинстве случаев WiFi стал едва ли не основным средством подключения к корпоративной сети.
Отсутствие проводов и опасения, что WiFi может стать слабым местом в сетевой безопасности, несколько задержали его широкое использование в корпоративном сегменте, однако ритейлы и логистические объекты внедрили его значительно раньше (в силу специфики использования).
Когда основная сеть уже была построена и возник вопрос о необходимости внедрения WiFi, часто это были два разных решения, которые отдельно функционировали и сложно администрировались. Это привело к тому, что, как правило, проводные и беспроводные сети строились на оборудовании различных производителей.
Конечно, основные игроки на рынке всегда пытались продвигать свои решения комплексно, а начиная с 2015 и до 2019 года они уже имели оборудование для WiFi сети в своем портфеле. Это время совпало с жизненным циклом оборудования, вдобавок прошло уже несколько итераций развития WiFi (802.11ас wave1 и wave2, затем изменившийся на 802.11ах), что вместе с распространением приложений стало стимулом для обновления сетей.
#2. Более стремительный переход к удаленной работе
Кроме сугубо внутренних факторов, большое влияние оказал кризис, спровоцированный пандемией Covid-19: офисы закрылись, а люди начали работать из дома. В результате трансформация рабочих мест из стационарных на мобильные стала жизненно необходимой, а гибкость сетей стала ключевым требованием наравне с безопасностью.
Индустрия уже имела ответ на новые вызовы – облачные решения 3-го поколения предоставляли расширенную аналитику и широкие возможности для управления всей сетью и другими сетевыми сервисами.
В этом случае вроде бы стала понятна концепция – в зависимости от потребностей предлагается линейка SMB или Enterprise с облачным или локальным управлением. Но к COVID-19 добавился еще один кризис, который ощутили не все, а только те, кто использовал в производстве микросхемы и чипы.
#3. Перебои в производстве и поставке – “зоопарк” оборудования
Топовые смартфоны, элитные автомобили и, конечно, производители сетевого оборудования испытали на себе дефицит микросхем и полупроводников, а тут еще добавилась авария в Панамском канале, что только усугубило кризис. Сроки производства и поставки оборудования выросли в 4-5 раз, и это внесло весомые коррективы в критерии выбора оборудования – наличие и сроки поставки стали едва ли не самым важным фактором.
Ситуация, где нужно было закрывать имеющиеся потребности, заставила снова миксовать разных производителей, создавая «зоопарк» оборудования, что в результате влекло затруднения в администрировании и имплементации таких решений. Конечно, оборудование говорит на языке протоколов, которые преимущественно открыты и работают одинаково, однако синтаксис и логика консоли у разных производителей разные. А это значит, что решения разных производителей невозможно объединить в единую панель управления (локальную или облачную), потому что эти решения в основном проприетарны.
#4. Сложность управления оборудованием даже от одного производителя
Лидеры рынка или вендоры класса А обычно имеют в своем портфеле несколько линеек оборудования, благодаря которым можно оптимизировать решения с точки зрения сроков реализации. Но даже у одного производителя решения строятся на разных линейках оборудования, что не позволяет получить единую панель управления, потому что по сути эти решения разные.
И делается это не намеренно, а потому что рынок живет по законам джунглей и сильнее поглощает более слабого – один производитель покупает другого. Как результат, его решения полностью или частично включаются в портфель нового владельца. Такой подход позволяет значительно расширить спектр продуктов и сервисов, однако требует больших усилий и вложений для адаптации новых решений в существующий концепт.
Альтернативное решение для построения и масштабирования корпоративных сетей
Решение проблем предлагает официальный дистрибьютор BAKOTECH в разрезе решений компании Extreme Networks , разработавшей и внедрившей концепт универсальных сетевых устройств. Речь идет о коммутаторах и точках доступа, особенность которых заключается в способности работать под различными операционными системами (в одну единицу времени, конечно). Такое решение позволяет строить новые и масштабировать существующие сети. В сочетании с этим Extreme Networks предлагает систему управления и мониторинга, которая поддерживает оборудование других вендоров, что позволяет полноценно управлять всем «зоопарком» оборудования.
С началом полномасштабного вторжения большинство компаний заморозили свои проекты, на фоне чего кризис комплектования отошел на задний план, как и Covid-19. Однако, несмотря на агрессию, бизнес должен продолжать работать, а корпоративные сети как инструмент бизнеса должны удовлетворять современным требованиям и обеспечивать непрерывную работу украинских предприятий даже в самых требовательных средах.
Автор статьи: Дмитрий Козлов, Business Development Manager, BAKOTECH
Источник: https://expert.com.ua/