Собственные аналитические статьи "СВ-консалтинг"

Internet против государства

Возникнув фактически из ниоткуда, Internet за 20 лет своего существования стал без преувеличения править миром. Значение этого сервиса и в равной степени его влияние невозможно переоценить. Одна статья, размещенная в Сети, в считанные часы способна нарушить политическое спокойствие всего мира, обрушить экономику, развязать войну, поднять продажи еще вчера никому не известного продукта, уничтожить политика или целую международную корпорацию.

Новые возможности — новые проблемы

Internet давно стал мощнейшим средством коммуникации сотен миллионов людей, живущих на планете. Он не только стал помощником при развитии бизнеса, но и средой, позволяющей людям общаться между собой, объединяться по интересам, общим взглядам и целям. В какой-то момент Всемирная паутина приобрела статус интернациональной, так как теперь для общения язык перестал играть сколько-нибудь серьезное значение. Любую статью, информацию или сообщение можно перевести на нужный и понятный язык. Информацию в Сети возможно, при желании, найти любую — от рецепта засолки огурцов до детальных инструкций по изготовлению оружия.

Долгое время, безусловно, являясь двигателем развития и прогресса, Internet вдруг так же совершенно очевидно стал опасен государству. Для многих более-менее образованных людей давно не секрет, что государственный аппарат любой страны «слушает» своих граждан в телекоммуникационных сетях. Вернее сказать, может слушать и при необходимости записывать. Новые уровни развития сетей связи подтягивали за собой новые технологии по контролю и сохранению информации. И чем совершеннее становились технологии, тем, естественно, совершеннее становились системы контроля.

Следует понимать, что речь никак не идет о каком-либо шпионском или криминальном подслушивании. Во всех странах существует вполне официальное законодательство, позволяющее слушать и сохранять информацию, например по решению суда. Системы эти сложны и, если говорить простым языком, обладают свойствами выполнять заданные разработчиками задачи, в том числе включаться на определенные слова и словосочетания, а не просто записывать разговоры с телефонного номера гражданина Петрова. Это элементарные требования спецслужб любой страны, и направлены они на борьбу с терроризмом и преступностью.

Под колпаком

Internet, безусловно, подбросил работы спецслужбам. Сеть пользователей растет как на дрожжах. Люди объединяются, договариваются о совместных действиях. Их легко организовывают и собирают, и это не может не интересовать государственные машины. В Internet появляются экстремистские призывы, призывы к насилию. Многие страшные преступления, произошедшие в последние годы, готовились именно в сети Internet, либо информация о них появлялась здесь еще до совершения оных. Многие годы тотальный контроль осуществлялся фактически негласно. Если посмотреть на нашу жизнь с точки зрения контроля со стороны государства, то все мы уже давно находимся под плотным колпаком последнего. За любым из нас можно следить со спутника, с камер видеонаблюдения в помещениях и на улицах, в сетях фиксированных и мобильных систем связи, в Internet и платежных системах. Нравится ли нам это? Конечно же, нет. Совершенно очевидно, что людей, которым, кроме своей личной жизни, от государства скрывать нечего, несравнимо больше, нежели тех, кого контролировать необходимо.

Однако контролируют фактически нас всех. Вопрос — цена вопроса. Грань невероятно тонка. Закон нарушается почти наверняка во всех странах мира. Не могут спецслужбы и, тем более, законодатели поспевать за всеми изменениями в сфере технологий. Стараются и регулированием, среди прочего, ограничивать доступ новых технических разработок на массовый рынок. Ведь необходимо этот поток взять под контроль государства еще до того, как массовый рынок начнет эти разработки применять в обмене информацией.

В последнее время государства всего мира более активно взялись за регулирование именно сети Internet, как наиболее массовой, сложной, динамично развивающейся и, как следствие, наиболее опасной. Естественно, интернет-сообщество старается уйти из-под контроля, чему способствуют и разработчики новых коммерческих информационных проектов. Если говорить о наиболее крупных событиях, то, наверное, первым стало появление социальных сетей, куда буквально бросились миллионы людей, совершенно ни о чем не задумываясь. Мало кто думал о последствиях. Миллионы разместили здесь свою личную информацию. Даже на тренингах уровня обучения преподавательского состава обычных школ профессиональные преподаватели обращают внимание учителей и директоров школ на то, что любая информация, единожды выложенная в Сети, никогда уже из нее бесследно не исчезнет. И, что любопытно, люди с высшим и часто специальным техническим образованием в 95 % случаев либо ничего не подозревают об этом, либо никогда об этом не задумывались. Особенно доверчивы дети. Они живут в Internet и уж точно ничем не заморачиваются.

Негласный контроль

На фоне серьезных сырьевых войн и противоречий, таких как борьба за энергетические ресурсы и надвигающиеся войны за пищу и воду, борьба за контроль над Internet проходит для населения земного шара не так заметно. Однако это противостояние уже началось. Мало кому из рядовых пользователей Сети известно, что доменная система Internet фактически управляется и контролируется американской ICANN (что подконтрольно Министерству торговли США). Ряд стран на специальной конференции, организованной ООН, предпринял попытку по передаче этих прав от ICANN к Международному союзу электросвязи.

По мнению экспертов, данная инициатива продвигается в основном странами, заинтересованными в получении прямых полномочий на суверенное управление своими национальными доменными зонами, что, в свою очередь, делает возможным прежде всего «не совсем демократичным» правительствам создать законную основу для интернет-блокировок по своему желанию и усмотрению.

Пока этого решения добиться не удалось, однако страны, правительства которых видят для себя серьезную угрозу со стороны Internet, ведут свою, достаточно жесткую, линию.

Ближайшая к нам Россия уверенно движется в этом направлении. Так, на итоговой конференции Российской ассоциации электронных коммуникаций можно было услышать много общих идеологически правильных высказываний, например: необходимость принятия мер по борьбе с телекоммуникационным мошенничеством, введение ограничения ответственности СМИ за комментарии пользователей и поисковых систем за индексированный контент, совершенствование законодательства в области защиты персональных данных, охраны авторских прав, защита детей от порнографии. На первый взгляд, все правильно. Однако звучали и реплики о том, что жесткое государственное регулирование приводит к неоднозначным последствиям.

Говорят в РФ и о необходимости внесения изменений в уже действующие постановления правительства с целью минимизации рисков блокировки добросовестных ресурсов. Россияне уже столкнулись с первой волной блокировок своих ресурсов, и судить о том, всегда ли эти меры направлены в отношении недобросовестных (с чьей-то точки зрения) ресурсов, в любом случае, будет непросто. Все, как говорится, на грани фола. Подводя итоги конференции, россияне упоминали как особое достижение именно принятие ФЗ № 149 (известного, как закон о «Черных списках»), именуя его «первым шагом на пути России к информационному и цифровому суверенитету» (Денис Давыдов, исполнительный директор Лиги безопасного Интернета).

Украинские реалии

В Украине Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (далее — НКРС) также планирует ужесточить регулирование рынка интернет-доступа. Согласно высказываниям членов комиссии, основным лейтмотивом является легализация «серого» интернет-рынка. Соответствующие документы разрабатывались еще в 2010 году. Проект документа, который обсуждается, можно коротко охарактеризовать фразой: «Теперь всем придется стать «на учет» в НКРС». То есть все, кто хочет предоставлять услуги доступа в Internet, должны быть внесены в реестр операторов и провайдеров.

Естественно, сама НКРС считает, что ни у зарегистрированных провайдеров, ни у их пользователей никаких проблем вообще не должно возникнуть. При новом положении конечный пользователь всегда сможет предъявить свои претензии именно к провайдеру и при этом будет точно знать, к кому нужно обращаться и на кого жаловаться. Это можно считать очевидной частью обоснования введения новых правил интернет-жизни. Скрытая же часть аргументации заключается в желании усилить легализацию доходов местных провайдеров, которые, по убеждению государственных органов, зачастую не считают нужным отчитываться перед Налоговой инспекцией.

В дискуссию с украинской НКРС вступили общественные организации, и пока длится диалог, намерения государства уже понятны. На данном этапе, по словам бывшего члена НКРС Владимира Зверева, «регулятор пытался выдержать баланс интересов» пользователей и рынка. Своих усилий государственные структуры, вполне очевидно, не прекратят, и баланс, скорее всего, в итоге будет нарушен не в пользу рынка (если говорить о реальном рынке, как таковом, а не об интересах двух–трех крупных компаний, которым все провайдеры и «провайдерчики» на рынке совершенно ни к чему). Тем временем не только НКРС действует в направлении усиления контроля. В МВД Украины уже разработали законопроект, согласно которому хакерские атаки на веб-ресурсы госорганов и пропаганду жестокости в Сети сочтут угрозой национальной безопасности Украины. На первый взгляд, звучит и логично, и правильно, однако есть нюансы… «Расширение компетенций в этом вопросе обеспечит органам больше возможностей при проверке предприятий. Например, это позволит проводить изъятие документов под предлогом угрозы нацбезопасности, — полагает партнер юридической фирмы AstapovLawyers Олег Мальский. — Увеличение «статуса» таких преступлений до уровня угрозы нацбезопасности может привести к усилению полномочий правоохранительных органов», — считает эксперт.

Есть также мнение, что это не что иное, как попытка государства ограничить гражданские свободы. «Спасая» Отечество от порнографии и «культа жестокости», апеллируя к «защите детей», власть принимает наиболее опасные антиобщественные законы. Законопроект о кибербезопасности — это не попытка регулировать Internet, это попытка «зарегулировать людям мозги»,— считает редактор блога looo.ch Анатолий Ульянов. Другие эксперты пока не столь радикальны в своих высказываниях. Например, член правления Интернет ассоциации Украины Иван Петухов уверен, что «документ явно недоработан: в МВД не понимают многих аспектов работы сети Internet, и при усилении контроля могут быть созданы проблемы провайдерам».

В Украине, во всяком случае, государство пока находит возможности поиска некоего баланса и ведет диалог.

Глобальное управление

Совсем не похожа ни на диалог, ни даже на его видимость ситуация, сложившаяся на гигантском рынке Internet Китая. Там, похоже, особо не церемонятся. Такой огромный рынок заставит считаться с собой практически любой сервис мира. Недаром среди 16 наиболее крупных сайтов с самым большим количеством уникальных посетителей находится сразу четыре китайских ресурса с количеством уникальных пользователей, превышающим 1 млрд.

Складывается впечатление, что понемногу ведущие игроки рынка Internet сдают свои позиции, которые больше всего ценит свободное интернет-сообщество. Так, во второй половине 2012 года корпорация Google впервые выдала российским властям информацию о своих пользователях. Организация не раскрывает сути запросов властей, однако хоть и мизерную, но часть из них она таки удовлетворила.

В то же время в Google было сделано заявление о том, что попытки регулировать Internet лишь подтверждают тот факт, что страны, пытающиеся это реализовать, представляют собой вымирающий вид, не понимая этого. Сервис микроблогов Twitter также начал сотрудничать с правительствами разных стран, и тут количество запросов идет на тысячи, причем их рост по некоторым направлениям сервисов за полугодие возрастает до 600 %! В дальнейшем усугубление противоречий в самом Internet и «вокруг» него только увеличится. Это уже настоящий фронт. Продолжится глобальное противостояние в вопросе об управлении Internet. Противоборствующие стороны уже обозначились: с одной стороны, это Россия, Китай, Иран, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Судан и другие арабские, центрально-азиатские и африканские страны, считающие приоритетным усиление своего национального суверенитета в киберпространстве. Для данной группы суверенитет означает не только конт­роль и надзор за интернет-соединениями в пределах своей страны, но и полное распространение местного законодательства на ту часть сегмента Сети, которая нахо­дится на их территории.

С другой стороны, это США и западные страны, считающие многостороннюю модель лучшей формой глобального управления Всемирной сетью. Такая модель видится им как своего рода круглый стол, где правительства и миллионы пользователей вместе с техническим сообществом развиваются, выполняя каждый свои задачи, а именно — открыто управляют Сетью. Основной постулат этой группы: Internet должен управляться только совместно всеми заинтересованными сторонами на основе согласованных прозрачных процедур принятия решений, общих норм и протоколов.

И не нужно забывать о многомиллиардной армии пользователей Internet. В подавляющем большинстве они желают свободного и неконтролируемого общения в Сети. Пока, один за другим, сервисы становятся подконтрольными, а впереди ждут своего часа вопросы в области регулирования облачных технологий, внедрения и распространения глубокой инспекции пакетов DPI (универсальный анализатор приема и инспекции почты, мессенджеров, фото, видео и другого контента). Год нынешний будет насыщен большим количеством форумов, конференций и заседаний сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных вопросам регулирования Internet.

Массовый же рынок требует совсем иного. В итоге, видимо, следует ожидать новых глобальных проектов, которые хотя бы на время принесут пользователям ощущение свободы общения в Internet.

Олег Стефанюк
Президент ООО «СВ-консалтинг»



Комментариев пока нет.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.