Собственные аналитические статьи "СВ-консалтинг"

Облачные решения - технологии будущего

Говоря официальным, сухим языком определений, Облачные технологии – это «парадигма, которая постоянно хранит пользовательскую информацию на интернет-серверах и лишь временно кэшируется на стороне пользователя». Говоря проще, в мире появляются тысячи хранилищ данных, с помощью специализированного ПО создаются виртуальные серверы, на которых теперь будет храниться, практически вся наша информация. Таким образом, по сути, появляется еще один промежуточный слой и при этом виртуализация сервера и нагрузка попросту, распределяется между виртуальными серверами и компьютерами. Это могут быть не только стационарные компьютерные системы, но и ноутбуки, планшеты, смартфоны и т.д.

Президент ООО "СВ-консалтинг" Олег Стефанюк:

Наверное кажется странным, но первоначально сама идея удалённого хранения данных уходит корнями далеко в прошлое. Мысль о хранении вычислительных ресурсов по принципу коммунального хозяйства приписывают профессору Стенфордского университета Джону Маккарти (JohnMcCarthy) в далёком 1960 году? И в этом, пожалуй, нет ничего удивительного. В данном случае, просто подтверждается банальная аксиома – всё новое – это хорошо забытое старое. В данном случае, сначала появилась картинка-облачко, которой изображали сеть Internet, и сравнительно недавно получилось так, что в этом самом «облачке» и скрываются те самые «облачные технологии» о которых так много сейчас говорят, и от которых так многого ждут. Развитие этой технологии, ещё не достигло своего пика, но на авторство самого названия уже претендуют гиганты мировой IT индустрии Google и Amazon. В этой короткой статье, мы, прежде всего, не вдаваясь в глубокие технологические дебри, попытаемся найти ответы на самые простые вопросы: что же это такое, кому это выгодно и что мы из этого всего получим. В результате появления тысяч хранилищ данных, спрятанных в облаке, затраты потребителя смещаются в сторону операционных — таким образом классифицируются как расходы на оплату услуг облачных провайдеров. И так, можно ли уже сейчас угадать, что же все мы получаем в итоге? Очевидно, что появляется новый вид бизнеса – облачное провайдерство.Экономия, пока очевидна для крупных корпораций. Для каждого, отдельно взятого клиента её пока, в чистом виде – нет. По сути, выполняется балансировка нагрузки на сети. Это уж точно не «головная боль», каждого из нас, а вопросы снижения капитальных затрат провайдеров корпоративного бизнеса. При этом возникают очень серьёзные вопросы. Так, например, выпускник Гарварда, основатель движения «Свободного ПО», Фонда социальных программ и Лиги за свободу программирования Ричард Столман (RichardStallman) призывает:«Делайте свои вычисления на своём компьютере, используя программы, уважающие вашу свободу. Если вы используете любую проприетарную программу или чужой веб-сервер, вы становитесь беззащитными. Вы становитесь игрушкой в руках того, кто разработал это ПО» (из интервью газете The Guardian).

И действительно, уже сейчас стоит отметить, тот факт, что растёт стоимость ошибок и утечки информации с подобных ресурсов, и уже были случаи достаточно крупных «катастроф типа выхода из строя серверов хранения данных, или катастроф, связанных с безопасностью». Так, например, в 2009 году сервис для хранения закладок Magnolia потерял все свои данные. Тем не менее, многие эксперты придерживаются той точки зрения, что преимущества и удобства перевешивают возможные риски использования подобных сервисов. Вопрос, только в том, кто эти эксперты и о чьих, собственно преимуществах идёт речь? Существует вероятность, что с повсеместным приходом этой технологии станет очевидной проблема создания неконтролируемых данных, когда информация, оставленная пользователем, будет храниться годами, либо без его ведома, либо он будет не в состоянии изменить какую-то её часть. Примером того могут служить сервисы Google, где пользователь не в состоянии удалить не используемые им сервисы и даже удалить отдельные группы данных.Облачные технологии обеспечивают возможность практически мгновенно реагировать на увеличение спроса на увеличение объёма хранимой информации. С точки зрения поставщика, благодаря объединению ресурсов и непостоянному характеру потребления со стороны потребителей, облачные вычисления позволяют экономить на масштабах, используя меньшие аппаратные ресурсы, чем требовались бы при выделенных аппаратных мощностях для каждого потребителя, а за счет автоматизации процедур модификации выделения ресурсов существенно снижаются затраты на абонентское обслуживание — так как эти расходы поглощаются провайдером облачных услуг. Но, полагаю, что вряд ли это сильно заботит простых пользователей – это явно проблемы бизнеса, а не рядового гражданина. Уже сегодня существует внушительное количество разновидностей технологических и юридических моделей облачных вычислений, это private cloud, public cloud, hybrid cloud и community cloud. Разница в основном, носит инфраструктурный и юридический характер (права на управление и эксплуатацию) с различными комбинациями в том числе с юрисдикцией вне и внутри владельца – поставщика услуг. При использовании облачных вычислений затраты потребителя смещаются в сторону операционных. И именно таким образом классифицируются расходы на оплату услуг облачных провайдеров. И это, кстати, является очень важным нюансом всей этой технологической революции. За хранение своей информации в виде фотографий, фильмов и прочих данных, мы платим сегодня в виде цены на наши компьютеры, планшеты и мобильные смартфоны/телефоны.

В будущем нам предлагают отдать свои данные в облако. Но ведь понятно, что за это, рано или поздно, в том или ином виде придётся платить. Как? Тут вариантов - огромное количество и вряд ли модель будет только одна. Но очевидно одно - чудес не бывает. И если кто-то что-то у себя хранит, то деньги за хранение, этот «кто-то» рано или поздно должен получить. Отдельно стоят такие специфические проекты как Google, Microsoft, Яндекс и другие. Эти вряд ли будут брать с нас за хранение деньгами. В этом случае решаются совсем другие задачи – нас всех с нетерпением ждут в этих сетях и при этом с поставляемым именно ими программным продуктом. Что взамен? Ну, теоретически, если наши гаджеты “похудеют” на объёмы носителей памяти, которая должна переместиться в облака, то они должны стать, как минимум намного дешевле и доступнее. Это должны быть хорошие экраны с улучшенными функциями фото, видео и прочими приятными и полезными сервисами. Произойдёт ли так? Увидим очень скоро.А пока, Облачные хранилища данных для мобильных приложений растут как грибы после дождя, однако, практически все они еще страдают целым рядом недостатков, главный из которых, маленький объем для хранения информации. Как правило это 2-10 Гбайт, а это уже никого не впечатляет. Однако, рынок предложений огромен и очень разнообразен. Анализировать его еще рано, так как всё у всех еще находиться в стадии активной разработки, ряд лидеров уже определяется. Google Drive, Яндекс Диск, Dropbox, Windows Azure, Box и SugarSync - только некоторые из них.Как и во всех других областях компьютерных технологий, облачные вычисления имеют как сторонников, так и противников. Последние уверяют общественность в том, что данная система совсем небезопасна. Работа с облачными технологиями, по их мнению, может привести к образованию огромного количества неконтролируемой информации. Это, в свою очередь, приведет к утечке и нарушению безопасности пользовательской информации. И это только ничтожная часть серьёзной дискуссии, которая развернулась в мировой сети Internet.

Сегодня, очевидно одно, что переход к «облачным вычислениям» — это смена стратегии, которая включает в себя полное переосмысление роли IT в организации жизни и бизнеса. В новой – облачной модели, необходимо сменить лейт-мотив самой IT стратеги и изменить свое мышление. Наши старые представления о работе IT модели должны уступить место новому бизнес ориентированному и сервис ориентированному взгляду на работу IT.

Начальник департамента стратегии МТС Украина Сергей Ничипорук:

«Облачные вычисления» в последние несколько лет стали модным термином в бизнесе, связанном с информационными технологиями, а также популярной темой для публикаций в различных деловых и специализированных изданиях. Простыми словами, облачные технологии – это использование вычислительных ресурсов (аппаратных и программных), которые предоставляются конечному пользователю по сети (как правило, Интернет) в виде услуги (сервиса). Бизнес-модель «облачных вычислений» построена на принципе экономии на масштабах, предполагающем снижение затрат на единицу производимой продукции, по мере увеличения объемов операционной деятельности. Использование удаленной ИТ-инфраструктуры стало возможным благодаря развитию технологий передачи данных и увеличению пропускной способности телекоммуникационных сетей. Какие преимущества «облачные вычисления» дают предприятиям и корпорациям?

По сути, возможность использовать чужую ИТ-инфраструктуру позволяет значительным образом снизить капитальные затраты на приобретение серверов, строительство хранилищ данных, лицензии и ПО, а сэкономленные средства направлять непосредственно на развитие профильного бизнеса. Значительным образом снижаются также и операционные затраты предприятий на ИТ, поскольку нет необходимости содержать персонал для обслуживания аппаратной и софтверной инфраструктуры, платить за аренду технологических площадок для размещения оборудования. Все это фактически отдается на аутсорсинг провайдеру «облачных» услуг.

Есть ли недостатки у такой бизнес-модели?

Один из наиболее очевидных, это риск несанкционированного доступа к чувствительным данным корпораций. Этот риск может быть нивелирован за счет применения современных средств шифрования и защиты информации, а так же жестких договорных условий и обязательств со стороны провайдера «облачных» услуг.Существуют ли выгоды от развития «облачных вычислений» для частных пользователей? Ответ на этот вопрос очевиден. На развитых рынках высокий уровень проникновения фиксированного и мобильного Интернета, наряду с большим количеством разнообразных подключенных устройств (настольные ПК, ноутбуки, планшеты, игровые консоли) послужили драйверами для развития услуг, помогающих хранить все пользовательские данные (фотографии, электронные журналы, книги, записи, медиафайлы, ПО) в «облаке» и синхронизировать их между различными устройствами. Таким образом, пользовательский контент становится доступен в любом месте, и с любого устройства при условии наличия подключения к сети Интернет.

Уже сейчас практически все крупные софтверные и хардверные компании (Google, Microsoft, Apple, Amazon и другие) предоставляют большой набор таких услуг своим клиентам за умеренную платуили бесплатно в ограниченном объеме в дополнение к своим основным продуктам и сервисам. Рост популярности «облачных вычислений» меняет привычные способы потребления контента и образ жизни рядовых потребителей, приводя к появлению т.н. “asset-light” поколения, не нуждающегося в физической коллекции, фильмов, записей, дисков, книг, бумажных изданий, фотоальбомов, и т.д. Что означают все эти изменения в потребительских предпочтениях для операторов связи? С одной стороны, рост популярности «облачных вычислений» это вызов для провайдеров доступа к Интернет. Что бы быть готовыми к взрывному росту траффика и объема передаваемых данных операторам придется вкладывать значительные капитальные инвестиции в расширение пропускных способностей и модернизацию своих сетей.С другой стороны, это возможность заработать как на росте потребления услуг передачи данных, так и непосредственно на самих «облачных вычислениях» в качестве дополнительных услуг.

Различные исследовательские компании, такие Gartner, JuniperResearch, IDC, ожидают, что среднегодовой темп роста (CAGR) мирового рынка «облачных» услуг в денежном выражении может составить от 27 до 45%, а объем рынка к 2018 г. будет исчисляться несколькими сотнями млрд. долл. США. Мировые гиганты телеком отрасли (Vodafone, DeutscheTelecom, Orange, Telefonica) рассматривают «облачные вычисления» как возможность для диверсификации бизнеса и заявляют о своих планах вкладывать инвестиции в развитие данного направления. Можно ожидать, что их примеру последуют операторы и на других телеком рынках, что в свою очередь приведет к росту конкуренции в данном сегменте, а вместе с тем и к появлению большего выбора различных услуг и сервисов для конечных коммерческих и частных потребителей.




Комментариев пока нет.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.