Собственные аналитические статьи "СВ-консалтинг"

Два закона для отрасли телекоммуникаций Украины

Верховная Рада седьмого созыва приступила к работе, избрав руководство парламента и сформировав комитеты. Положительно то, что сформирован отдельный Комитет по вопросам информатизации и информационных технологий. Хотя, при его формировании, наверное, все-таки далеко не последнюю роль сыграл политический фактор. Как иначе объяснить то, что будет существовать и Комитет по вопросам транспорта и связи? Ведь сейчас связь, информатизация и информационные технологии практически неразрывно связаны. И логично было бы сформировать отдельный комитет по вопросам ИТ и коммуникаций. Но как-бы то ни было, а работы для обеих вышеназванных комитетов будет немало, ведь украинская законодательная база далеко не совершенна и требует серьёзных изменений.

…Еще в феврале 2012 года премьер-министр Украины Николай Азаров заявлял например, что продукты отечественной IT-отрасли являются перспективным товаром в глобальной экономике, поэтому данная отрасль должна стать локомотивом экономического роста Украины. По сообщению УНН, глава правительства считает, что Украину надо сделать мировым лидером по производству оригинальных программных продуктов на десятилетия вперед. "По всем экспертным оценкам и прогнозам, продукция отечественной IT-отрасли и, собственно, отечественные информационные технологии как товар наиболее перспективны в глобальной экономике. Это продукты с высокой добавочной стоимостью, ориентированные на экспорт", - отметил Азаров. Он отметил, что уже сегодня украинская IT-отрасль занимает 5 место среди стран Восточной Европы по объему экспорта услуг в области программного обеспечения. "По оценкам экспертов, годовой объем услуг отечественного IT-рынка составляет 12 млрд грн, из которых 80% направлены на внешний рынок, а темпы прироста составляют 30-40% в год. Какая еще отрасль украинской экономики может похвастаться такими темпами?" - сказал Николай Азаров и поручил министру образования Дмитрию Табачнику и тогдашнему главе Минфина Валерию Хорошковскому заняться проблемами IT-индустрии. Хотя и не сообщалось о прямых поручениях Главы правительства по развитию телекоммуникационной отрасли, очевидно что и она требуется в поддержке и внимании со стороны чиновников, ведь сейчас ИТ и телекоммуникации практически неразрывно связаны.
Можно ли осуществить вышеназванные и другие грандиозные планы без эффективной работы профильного комитета? Навряд ли. И поэтому специалисты ждут от парламентариев рассмотрения и принятия соответствующих законов. Но какие конкретно законы ожидает принятия, в частности, отрасль телекоммуникаций?

Хотелось бы выделить два и безусловно, что первым есть закон о Фонде универсальных услуг (ФУУ). Напомним, что активная эпопея, связанная с созданием Фонда универсальных услуг началась в далеком уже теперь 2002 году, когда в двух альтернативных законопроектах, разработанных в то время народным депутатом Юрием Луценко и Государственным комитетом связи и информатизации, предлагалось создать фонд, через который будет осуществляться перекрестное субсидирование убыточных телекоммуникационных услуг прибыльными. Но это вызвало протест у операторов. Как заявляли эксперты, в этом случае из госбюджета пойдут десятки миллионов долларов, внесенных операторами как оплата лицензии и разрешения. И этими средствами должны будут распоряжаться "независимые" лица, которые даже не есть государственными служащими. В третьем законопроекте, поданном Валерием Пустовойтенко, вопрос финансирования убыточных услуг (таких, как сельская связь) предлагалось решить за счет предоставления налоговых льгот компаниям, которые их предоставляют. Также стоит отметить, что создание внебюджетных фондов государственными органами запрещено законодательством. Но ни один из законопроектов не прошел.

В 2008 году народные депутаты Украины Корж В.Т. и Зварич Р. М. внесли на рассмотрение проект Закона Украины «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо вдосконалення законодавства у галузі зв’язку)», где в частности тоже предусматривалось создание Фонда универсальных услуг. В том же году Министерство транспорта и связи Украины также инициировало разработку собственного законопроекта о создании Фонда универсальных услуг. Последний вызвал бурные дебаты, крупные украинские операторы мобильной связи - "Киевстар", "МТС Украина", "Астелит" (ТМ "life:)") и "Украинские радиосистемы" (ТМ "Beeline") посчитали, что проект создания фонда универсальных услуг для телефонизации труднодоступных регионов является неэффективным и не учитывает интересы пользователей. ОАО «Укртелеком» выступило с заявлением, в котором утверждало, что создание Фонда универсальных услуг блокируется мобильными операторами. "Укртелеком заявляет, что целью создания Фонда универсальных услуг отнюдь не является желание компании телефонизировать труднодоступные населенные пункты (села, хутора, дома и т.д.), которые вообще невозможно телефонизировать. Цель Фонда - компенсировать всем операторам, предоставляющим услуги фиксированной связи по тарифам, которые устанавливает государство, разницу между реальной себестоимостью услуги и установленным тарифом."

Такие дебаты в средствах массовой информации еще раз обнажили основную проблему, которая препятствует созданию Фонда универсального услуг, а именно, повторимся, - источники финансирования. Государство не желает брать на себя ответственность по финансированию ФУУ, но и операторы не спешат взваливать эту ношу на свои плечи. В 2010 году парламент отклонил вышеуказанный проект закона.

Но в 2011 году вновь назначенный председателем Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в области связи и информатизации Петр Яцук опять инициировал вопрос о создании Фонда универсальных услуг. При этом предлагается, что средства ФУУ должны направляться не на компенсацию убытков, а на развитие отрасли в целом. Так, НКРСИ предлагает направлять средства на развитие услуг предоставления доступа в Интернет, а также определения этой услуги как общедоступной. Однако, как заявлял Петр Яцук, законопроект о создании фонда универсальных услуг смогут принять уже после выборов (2012 года - прим. ред.).

Что ж, выборы прошли, и теперь самое время народным депутатам заняться делами государственными, в том числе и принятием закона о ФУУ. Однако, будут ли поддержанными такие нововведения, остается непонятным. Ведь так или иначе, а предлагается создать Фонд общедоступных телекоммуникационных услуг, в который будут отчисляться средства от сбора в виде целевой 3.5% надбавки к тарифу на телекоммуникационные услуги. При этом, ставку платы операторами в Пенсионный Фонд Украины предлагается снизить с 7.5% до 4%. Пойдут ли депутаты на снижение поступлений в Пенсионный Фонд ради создания Фонда общедоступных телекоммуникационных услуг? Маловероятно, что это будет сделано в условиях кризиса экономики Украины, предполагающегося дефицита государственного бюджета в 2013 году на уровне более чем 50 млрд. гривен. Однако, как говорится, дорогу осилит идущий, и депутатам, осознающим важность развития отрасли телекоммуникаций для модернизации страны, нужно об этом помнить.

Следующий закон, который необходимо принять - закон о технологической нейтральности. Мобильная связь в Украине развивалась динамично, и сегодня практически каждый украинец пользуется услугами мобильных операторов. Однако, и потребности пользователей возрастают, и технологии развиваются, и поэтому мобильная связь во всем мире переживает процесс перехода на следующие качественные уровни - 3G и 4G. Например, 4G LTE считается наиболее быстро развивающейся среди мобильных радиотехнологий, и согласно последним данным Global Supplier Assosiation, по состоянию на 2 ноября 2012 года 360 операторов подтвердили информацию об инвестициях в LTE, а 113 LTE-сетей уже введены в коммерческую эксплуатацию. По прогнозам, 209 LTE сетей будет предоставлять услуги в коммерческом режиме к концу 2013 года, а по состоянию на июнь 2012 года в мире насчитывалось 27,6 млн. пользователей LTE. Уже разработаны более 560 пользовательских устройств LTE 83-мя производителями, в том числе на различных частотах. Это количество в 3 раза превышает число пользовательских устройств LTE, предлагавшиеся производителями всего лишь год назад (197). Число производителей выросло на 73% за тот же период. Причем, как отмечает GSA, большая часть спектра была выделена для LTE в условиях действия законодательства о технологической нейтральности, то есть оператор, располагающий частотным ресурсом, может сам решить, какую перспективную технологию на нем внедрять. Такой подход существенно "развязывает" руки оператору, ограничивает влияние интересов чиновников и стимулирует применение новых технологий.

Безусловно, что в таком законе должны быть прописаны определенные правила и условия его применения, но это, как говорится, дело техники.

Повторимся еще раз, что поле деятельности для вновь избранных народных депутатов по улучшению законодательной базы в области телекоммуникаций - огромно, и поэтому надеемся, что народные избранники продемонстрируют и желание, и компетентность в этой сфере.


Комментарий Президента ООО «СВ-консалтинг» Олега Стефанюка:

"Ситуация с комитетами действительно пока не понятна, но скорей всего это дело времени. Полномочия либо будут разграничены и четко определены, либо из комитета по транспорту и связи наконец-то исчезнет слово связь. Эта самая «Связь» давно уже выросла до того, чтобы и называться по другому, и быть предметом серьёзной работы отдельного комитета. Вызывает неподдельный интерес состава нового комитета «З питань інформатизації та інформаційних технологій», в нем нет ни одного человека с элементарным базовым образованием связиста или чего-то, хотя бы приблизительно похожего на сферу информатизации либо информационных технологий. Есть металлургические и горнорудные инженеры, экономист, политики. Исключение, хотя и с некоторой натяжкой могут составить депутат Виктор Викторович Янукович, который в последнее время стал активно интересоваться именно этими вопросами и депутат Анатолий Гиршфельд, который с отличием окончил Харьковский институт радиоэлектроники и по его окончании семь лет проработал инженером в конструкторско-технологическом бюро. Ну и ещё в этот комитет как-то попали ярко выраженные лидеры политических партий: Олег Тягнибок, Сергей Тигипко, Александр Турчинов. Естественно – не боги горшки обжигают и у каждого из депутатов Верховной рады есть и будут помощники и IT – компании со своими интересами и опытом работы на этом рынке, которые будут и подсказывать, и готовить законы, и продвигать свои интересы, что вполне естественно. Чем займётся этот комитет? Будет строить кремниевую долину? Возможно. Но что касается вопросов о технологической нейтральности и Фонде универсальных услуг это – вряд ли.

Самому же вопросу об «Украинском фонде универсальных услуг» уже больше 10 лет и он всё ещё остаётся большим вопросом. Вопросом, который решить нужно было ещё лет семь назад. Тема технологической нейтральности это куда более вопрос перспективы и экономического прогресса в развитии не просто отрасли а и в целом державы. Если бы был принят такой закон, то и никакого фонда универсальных услуг бы не понадобилось. Операторы связи, имея, наконец-то возможность предоставлять сервисы 3G и 4G, используя разные частотные номиналы и технологии, всё бы сделали сами. За два-три года Интернет, буквально бы «летал» и в городах, и в сёлах по всей Украине. Однако, для экспертов отрасли, не секрет, что многое будет зависеть от того, что будет с Укртелекомом. И если принятие закона о фонде, по вполне понятным причинам, может состояться уже в первой половине 2013 года, то возможность приятия закона о технологической нейтральности, выглядит весьма сомнительной. Что же касается процентных ставок по ФУУ, пенсионный фонд, вряд ли кто-то даст трогать, да и не стоит этого делать. И 3,5% тоже, пожалуй, много. С нашими-то налогами и чуть ли не самыми низкими тарифами на услуги в мире провайдеры интернет и так уже давно находятся на грани выживания. В данном случае я бы не стал рассчитывать на то, сколько нужно для решения задачи, а то, сколько реально получить. Если доходы операторов и провайдеров всех форм собственности в совокупности составят около 50-55 млрд. грн., то даже если взять всего 1%, то это уже пол-миллиарда гривен в год! Если эта сумма пойдёт по назначению, а не раствориться, как Hyundai в бездне заснеженных украинских железнодорожных путей, то сумма вполне достаточная."

Комментарий Главы компании Alcatel-Lucent в Украине, Грузии и Армении Алексея Хахлюка:

"Технология LTE рассматривается сегодня как основная технология радиодоступа, призванная решить задачи мобильных операторов по обеспечению необходимой производительности и более высокой эффективности сети. Внедрение LTE способно обеспечить скорость, которая вполне сопоставима с пропускной способностью проводных каналов связи. В Украине ситуация с распространением LTE по сравнению с прошлым годом так и не изменилась. В настоящее время в Украине на законодательном уровне разрешено использовать технологию LTE только в диапазоне частот 2500-2600 МГц. Одним из возможный сценариев по внедрению технологии LTE могло бы стать введение принципа технологической нейтральности, в соответствии с которым разрешается использовать UMTS (HSPA+) в диапазоне 900 MГц и LTE – в полосе 850, 1800, 1900, 2300, 3500 МГц в соответствии со стандартом 3GPP. Все эти частотные диапазоны в настоящее время выданы и используются операторами связи в Украине. Операторы, благодаря принятию такого решения, смогли бы переиспользовать часть своих частот или же весь ранее выданный регулятором спектр частот для внедрения новых более эффективных радиотехнологий."

Комментарий Генерального директора компании «Украинские новейшие технологии», ТМ FreshTel, Елены Минич:

"Украина входит в группу лидеров стран-экспортеров ИТ-услуг и то, что государство инициирует процессы, направленные на стимулирование этой отрасли, не может не радовать. Важно, что есть понимание и видение необходимости постепенной переориентации страны из экспортера сырья в экспортера интеллектуального продукта, а также повышения интеллектуальной составляющей ВВП. Очевидно, что ИТ-сектор не сможет активно развиваться в условиях стагнации телеком-сектора, поэтому озвученные законодательные инициативы крайне актуальны. Что касается ФУУ, то это необходимый и достаточный механизм для постепенной ликвидации цифрового неравенства – в стране не должно быть «белых пятен» - у каждого жителя должна быть возможность реализовать свою потребность в телеком услугах. Также важно постулировать минимальный набор услуг и задать определенные стандарты качества, которые на регулярной основе пересматривать и повышать, тем самым управлять общим уровнем информатизации государства. Внедрение принципа технологической нейтральности способно ликвидировать технологическую отсталость в области беспроводных технологий, которая возникла в связи с инертным подходом в вопросах лицензирования 3G, не говоря уже про LTE, и вдохнуть жизнь в стагнирующий телекомрынок Украины. Также важно понимать, что все это возможно в условиях реального объединения и целенаправленной работы ради модернизации страны. Должен быть один интерес – интерес гармоничного развития страны и общества".




Комментариев пока нет.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.