Перейти к содержимому
Главная страница » ChatGPT: перспективы и риски интеграции в сферу образования

ChatGPT: перспективы и риски интеграции в сферу образования

    Украинцы, как никто другой, заслуживают участия в прогрессивных мировых процессах и доступа к передовым технологиям. Поэтому недавнее изъятие нашего государства из перечня стран, которым разработчики запретили пользоваться умным чат-ботом ChatGPT, можно считать очередной победой. Впрочем, с новыми возможностями приходят новые заботы, и сразу возникает вопрос, как можно распоряжаться новой разработкой и для каких целей ее лучше использовать? Это породило волну дискуссий и жарких обсуждений в телевизионных студиях, интернет-ресурсах и на просторах социальных сетей. Интерес, вызываемый чат-ботом, вполне оправдан, ведь доступ широких масс к использованию искусственного интеллекта потенциально может внести коррективы в различные аспекты нашей жизни.

    ШИ – ПУТЬ К ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Наибольшее влияние новой технологии ожидается на сферу образования. Теперь, когда к услугам ИИ могут прибегать школьники, студенты и преподаватели, возникает потребность в переосмыслении понятия академической добродетели. Вдобавок открываются оригинальные пути для оптимизации учебного процесса. Поэтому самое время обратиться к экспертам и проанализировать их видение перспектив и рисков привлечения ChatGPT в отечественную систему образования.

    Владимир Спиваковский
    Владимир Спиваковский

    Так, основатель первого частного лицея «Гранд» Владимир Спиваковский видит в чате инструмент для осовременивания украинской школы, о чем неоднократно заявлял на своей странице в Facebook. Размышлениями о потенциале этой технологии он поделился с Укринформом:

    «Чем сегодня страдает система образования? Она страдает скудным учебным контентом, не очень эффективными технологиями, проблемами с учителями, и в результате – слабыми знаниями учащихся и призрачностью их перспектив на будущее. Считается, что прежде всего школьники должны научиться задавать вопросы. ChatGPT легко помогает овладевать этой привычкой. А отсюда возникает главное умение – «научиться учиться», чего раньше мы никак не могли достичь. Кроме того, соискателям образования удастся оптимально наращивать свое критическое, логическое, аналитическое мышление и концентрацию внимания. Расширять картину мира и уметь разговаривать с другим интеллектом, чего раньше не было. Между тем, учителям будет легче составлять курсы занятий и заданий. Быстрее, умнее, нагляднее и результативнее. Обучение и преподавание станут гораздо легче, а система образования более структурированной».

    Спиваковский также отмечает, что сейчас серьезным вызовом для человека бесконечные объемы информации, ведь оперативно обрабатывать их становится физически невозможно:

    «В резко обрушившейся на нас информационной эпохе мы оказались безоружными. Никто не знает, как эту информацию извлекать, распознавать, анализировать, фильтровать, обогащать, конструировать и применять. Но так не должно быть. Потому и появляются все более эффективные инструменты, которые неуклонно усовершенствуются. И ChatGPT – один из них, хотя не единственный».

    Эксперт отмечает, что до официального признания и внедрения популярного чат-бота в сферу образования его инструменты должны пройти разностороннее апробирование. К примеру, с помощью пилотных проектов, которые размножаются в мире каждый день. Несмотря на это, вдохновенные пользователи самостоятельно открывают для себя опыт общения с ИИ и всячески экспериментируют.

    «Несмотря на короткий срок, ChatGPT уже приобрел популярность и миллионы энтузиастов с огромной скоростью тестируют его возможности. Одни решили просто поиграть с ним, проверяя на ум, скорость, логику и «эффект дурака». Другие же отнеслись серьезно, сформировали вполне приличные задачи и были вознаграждены постепенно открывающимися и реализуемыми перспективами», – сообщил Спиваковский.

    О Опасениях, которые на самом деле напрасны

    Очевидно, что технологическая новинка вызывает множество вопросов у всех участников образовательного процесса. Преподаватели обдумывают риски недобросовестного использования ChatGPT своими учениками, родители обеспокоены тем, что их дети потеряют способность критически мыслить и самостоятельно искать необходимую информацию. Чтобы пролить немного света на ситуацию, Владимир Спиваковский сформулировал ряд опасений, которые беспокоят педагогов, и кратко прокомментировал каждое из них:

    ● Опасения: ребенок потеряет возможность мыслить, обращаясь к ChatGPT.

    Комментарий: ребенок не потеряет навыки своего мышления так же, как шахматист не теряет своих шахматных способностей, играя с соперником, даже если этот соперник – компьютер. Ведь читая книги по шахматам наедине, играть не научишься. Нужно активное общение с кем-то. Аналогично, ChatGPT в школьном обучении – бесценный собеседник, помощник и интеллектуальное удовольствие.

    ● Опасения: ИИ не хватает словарной и фразеологической базы.

    Комментарий: следует помнить, что объем данных украиноязычной версии ChatGPT в разы меньше, чем у английского оригинала, где 175 миллиардов слов и фраз. Поэтому лучше задавать вопросы сразу на двух языках, а дальше – сравнивать ответы, выбирая себе алгоритм, как действовать дальше. И рассчитывать не на одноразовый ответ, а на несколько итераций. С каждым разом информация станет более обогащенной. В финале получаем двойной результат – и усовершенствованное владение английским, и скилы фильтрации информации.

    ● Опасения: не все быстро научатся пользоваться чат-ботом.

    Комментарий: сейчас ChatGPT применяют так же, как на заре персональных компьютеров люди использовали их в качестве пишущей машинки. И это не удивительно, ведь тогда мы не умели ничего другого. Но со временем все поняли, что у компьютера совсем другое предназначение и более широкие возможности.

    Лилия Гриневич
    Лилия Гриневич

    Министр образования и науки Украины 2016-2019 гг., а ныне первый проректор Киевского университета имени Бориса Гринченко Лилия Гриневич также считает, что навыки искусственного интеллекта можно с пользой привлечь к учебному процессу.

    «Эти технологии можно применять, в частности, для создания соответствующих учебных материалов. Поскольку ChatGPT работает с разными текстами, формулами и числами, он может по одному алгоритму генерировать тестовые задания, которые будут использоваться в качестве тренировочных упражнений по определенной теме. Сейчас очень серьезная проблема с пробелами в учебе, которые дети получили сначала во время пандемии, а теперь – в ходе полномасштабной войны. В зависимости от своего учебного опыта они имеют совершенно разный уровень академических достижений. Чтобы восполнить эти пробелы, необходимо их диагностировать. А это значит, что мы нуждаемся в значительном количестве оценочных материалов по всем предметам для разных возрастов, по которым преподаватели смогут протестовать детей и в соответствии с результатами – тренировать их в необходимых направлениях. То есть главная задача состоит в том, как помочь учителям начать правильно использовать чат-бот в этих целях, и как ответственные лица могут им такой инструментарий обеспечить. На мой взгляд, именно ChatGPT может сэкономить много времени на подготовку материалов, связанных с оценкой», – рассказала Гриневич в интервью для Укринформа.

    Проректор также подчеркнула, что в случае использования чат-бота учениками и студентами, ключевую роль играет цель, с которой они обращаются к «услугам» искусственного интеллекта:

    «ChatGPT форматирует текст из многих источников, что делает его отличным инструментом для поиска определенной информации. Другое дело, когда кто-то пользуется им, не имея культуры академической добродетели, для поиска готового ответа на задание. Здесь перед нами предстает следующий вызов. Во-первых, как идентифицировать текст, созданный ИИ, а не непосредственно учеником или студентом, а во-вторых, как способствовать приоритетности академической добродетели в образовательных кругах. Так что если мы представляем эту технологию в учебных заведениях, нужно понимать, какие продукты использовать для идентификации текстового материала, сгенерированного искусственным интеллектом. Учитывая, что в Украине существуют отдельные организации, целью которых является обеспечить академическую добродетель, чем большее распространение будут получать приложения на основе использования ИИ,

    Такие инструменты, вероятно, будут включены в этапы проверки курсовых и дипломных работ в высших учебных заведениях. Однако, по мнению Лилии Гриневич, это не единственный путь, по которому можно обойти риски недобросовестного пользования ChatGPT:

    «Многое зависит от тех задач, которые мы предлагаем студентам. Ведь при всех возможностях, которыми наделен ныне искусственный интеллект, он имеет большие ограничения по сравнению с умственной деятельностью человека. Поэтому нужно, чтобы темы курсовых и дипломных работ были чрезвычайно актуальными, требовали человеческого творчества, анализа, а также выводов, касающихся конкретного современного контекста. В этом случае невозможно ограничить использование ChatGPT или его аналогов. Так что современный технологический прогресс побуждает нас, преподавателей, к актуализации учебных тем, саморазвитию и поиску нестандартных решений. В конце концов, есть черты, присущие только людям, связанным с сопереживанием, интересом и созданием мотивации, уникальными результатами сотрудничества за счет сочетания темпераментов и разных точек зрения. Так или иначе, человек сейчас впереди. Главное,

    Владимир Ризун
    Владимир Ризун

    О собственном опыте взаимодействия с ChatGPT Укринформ рассказал директор Учебно-научного института журналистики КНУ имени Тараса Шевченко Владимир Ризун .

    «Лично я заинтересовался новой технологией и на этот момент понимаю, что ChatGPT может генерировать общие высказывания, делать какие-либо прогнозы или предвидения развития событий. Понимаю также, что доверять точности поданного им фактажа ни в коем случае нельзя. К примеру, я поинтересовался, какие законы запрещают использование российских источников в научных текстах. Чат-бот процитировал отрывок законодательного акта и назвал номер статьи, однако проверка информации обнаружила, что в оригинальном документе ее не существует. Сейчас я не разделяю восхищения возможностью привлекать ChatGPT к серьезной работе, которая бытует в определенных кругах. Сомневаюсь и в способности этой технологии уже сегодня заменить человека. Ведь понятно, что любое ИИ должно нарабатывать базу данных, самообучаться, формировать картину мира. Как и человек, он может ошибаться,

    Директор добавил, что новая технология безусловно очень интересна, однако ни глобальной угрозы, ни значительной помощи для системы образования в ней он пока не видит.

    «Если ученик или студент, выполняя задание, ограничится только ответом, предоставленным чат-ботом, то с большой вероятностью получит извращенные и неточные факты. При этом самостоятельный поиск конкретных данных и аргументов в открытых источниках привел бы к большему пониманию соискателем образования заданной темы и снизил риск ошибочных суждений.

    В любом случае, мы уже идем по этому пути и учимся использовать возможности ChatGPT в своей деятельности. Важно отдавать себе отчет, что это необратимый процесс, и со временем будут появляться более совершенные ИИ, обладающие большим количеством данных. Поэтому мы не можем просто запретить или остановить технологический прогресс. Конечно, можно было бы отключить эту систему на глобальном уровне, так как она уже доступна в Украине, неуместно ограничивать отдельных пользователей в ее применении. Вместо этого необходимо проводить просветительские мероприятия для детей и молодежи, направленные на повышение уровня медиаобразования. В обществе уже есть понимание, что не все программы на телевидении стоит смотреть, и не все следует читать – нужно с умом подбирать источники и отличать правду от вымысла. Теперь подобная критичность должна заработать и в ходе использования ChatGPT.

    Он также рассказал, какие выводы пришел в ходе использования технологии, получившей такую ​​огласку: «В общем, этот чат-бот не создан для простых вопросов и требует уточнения контекста. Поэтому следует хорошо понимать возможности самой системы и в соответствии с этим ее применять. Так, часть пользователей уже пришли к выводу, что лучше ставить перед ChatGPT такие задачи, которые нуждаются в обобщении. Например, попросив его сформулировать определение социальных коммуникаций, я получил в ответ прекрасный текст. Планирую даже представлять эту дефиницию студентам и отмечать, что она сгенерирована искусственным интеллектом».

    О потенциальном влиянии ChatGPT на сферу образования задумываются не только в высших учебных заведениях, но и в школах. Так, заместитель директора по учебной работе Киевской гимназии №283 Лариса Сивковская поделилась с Укринформом собственным видением ситуации:

    «С одной стороны, это новая возможность для учащихся выполнять определенные задачи посредством этого сервиса. Но с другой стороны, следует напомнить, что искусственный интеллект использует ранее созданные человеческие достояния. Поэтому, думаю, не стоит бояться того, что наши дети перестанут самостоятельно мыслить. Сначала будет определенный ажиотаж, увлечение его возможностями, но желание познавать, решать определенные задачи, создавать свои новые проекты, писать свои произведения будут иметь преимущество. Так развиваются технологии, так, в конце концов, существует тысячелетиями человечество».

    Подводя итог, можно сказать, что объединенные усилия человека и искусственного интеллекта могут принести много эффективных и революционных нововведений в украинскую систему образования. Однако перед этим нам необходимо пройти доводу длительный путь в поисках наиболее оптимальных сценариев взаимодействия, а также всем участникам образовательного процесса научиться вдумчиво использовать новые технологии, направляя их на свое умственное развитие, а не упадок.

    Источник: https://www.ukrinform.ua/